Понедельник, 23.10.2017, 06:04
Приветствую Вас Гость | RSS

При использовании материалов. ссылка на сайт обязательна.

Пользуйтесь зеркалом | Главная | Исследование Витимского болида | Регистрация | Вход
Разделы сайта
Наш опрос
Что вы думаете о сайте
Всего ответов: 4
Форма входа
Друзья сайта
Статистика
Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

 

 

 

Исследование Витимского болида

Авторы:        Асочаков Леонид Степанович 

Игнатов Роман Андреевич 

Научный руководитель: Котельников Сергей Павлович

Введение

Настоящая работа посвящена поиску и анализу сведений о Витимском болиде, наблюдаемом 25 сентября 2002 года в районе поселка Бодайбо Иркутской области.

Цель работы заключается в определении траектории полета Витимского болида.

В работе произведен обзор публикаций о Витимском болиде, приведены и обобщены сведения, полученные экспедицией с участием членов астрономического кружка СЮТ в июле 2003 года, произведен анализ полученных показаний очевидцев в сравнении с данными американского спутника.

Новизна данной работы состоит в том, что: авторами предложен алгоритмический метод (с графическим изображением информации) восстановления траектории полёта болида по показаниям очевидцев; разработана и реализована компьютерная программа по использованию данного метода для исследования траектории Витимского болида.

Актуальность работы: определен наиболее вероятный район падения "Витимского болида", что позволяет наметить программу поисков в 2004 году; предложенный метод можно использовать для исследования других болидов, в частности Тунгусского.

Историческая справка, обзор публикаций.

 25 сентября 2002 года в 1 час 50 минут ночи по местному времени в районе города Бодайбо Иркутской области наблюдался яркий болид. Местные жители поселков Балахнинский и Васильевский, а также работники артели "Реткон" на участке "Додыхта" видели светящийся объект, полет которого сопровождался сильным гулом и последующим землетрясением.

Об этом явлении сообщали многие средства массовой информации: ИТАР ТАСС, информационное агентство ИНТЕРФАКС, , РИА "Новости" , NTVRU.com "Вести Иркутск", газеты «Комсомольская правда» (Москва), «Комсомольская правда Иркутск», «Коммерсант – Восточная Сибирь» "Кладоискатель и Золотодобытчик", «Газета.Ru», Известия.Ру, NEWSru.com, NTVru.com. РИА "Новости", со ссылкой на Институт астрономии Российской академии наук (РАН), сообщило, что, очевидно, произошло падение крупного метеорита, который, упав между сопок в тайгу, не принес каких-либо разрушений промышленным и жилым строениям.

В СМИ говорилось, что упавший метеорит стал вторым по величине упавшим на территории России небесным телом после знаменитого Тунгусского метеорита, высказывалось также предположение о внеземном происхождении наблюдаемого объекта, сообщалось, что падающий метеороид содержал большое количество радиации, и поэтому после его падения охотники свидетельствовали об исчезновении в тайге волков, белок и других зверей.

Министерство обороны США распространило информацию о том, что разведспутники зафиксировали в районе Бодайбо появление светящегося объекта на высоте 62 км над точкой с координатами 57,91 градусов северной широты и 112,9 градусов восточной долготы. Сопровождение велось до точки с координатами 58,21 град. с. ш. и 113,46 град. в. д., над которой он и взорвался на высоте 30 км. Мощность взрыва оценена ими в 200 тонн тринитротолуола.

Как сообщил директор Института солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН академик Гелий Жеребцов, по всем признакам около города Бодайбо упал крупный метеорит. Каждый год в среднем 30 метеоритов диаметром в несколько метров врываются в плотные слои атмосферы, где взрываются. Даже небольшие болиды выделяют при этом количество энергии, сравнимое со взрывом атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. До земли метеориты долетают крайне редко: большинство из них сгорает в плотных слоях атмосферы. Последним зафиксированным случаем было падение небольшого метеорита во двор жилого дома недалеко от города Йорк в Великобритании в марте 2003 года. А в декабре 2000 года крупный метеорит упал в Тихий океан недалеко от острова Таити. Тогда десятки очевидцев видели ослепительное белое свечение, а жители близлежащих поселков ощутили вибрацию стен и оконных рам в домах.

Метеориты бывают трех видов: каменные, железные и ледяные. И все они не радиоактивны.

Свое название болид получил по названию реки и ближайшего поселка. Он был назван «Витимским», а не «Бодайбинским» потому, что метеорит с названием «Бодайбинский» уже существует. Это найденный в 1902 году железный метеорит весом 18 кг.

Для исследования произошедшего явления 22-27 октября в Мамско - Чуйском районе Иркутской области работала первая рекогносцировочная экспедиция. Экспедиция была организована Институтом солнечно-земной физики (ИСЗФ) Сибирского Отделения Российской Академии наук и Иркутским государственным университетом. В оснащении экспедиции приняли участие Институт геохимии и Институт земной коры СО РАН. Научная программа разрабатывалась членом-корреспондентом РАН, заместителем директора ИСЗФ СО РАН Виктором Григорьевым в тесном взаимодействии с заместителем председателя Комитета по метеоритам РАН Михаилом Назаровым.

В состав экспедиции вошли ее руководитель, старший научный сотрудник ИСЗФ СО РАН, директор астрономической обсерватории ИГУ, кандидат физико - математических наук Сергей Язев и сотрудник обсерватории ИГУ, главный редактор приложения газеты «Коммерсант – Восточная Сибирь» Дмитрий Семенов, зав. отделом науки и образования газеты «Комсомольская правда» Андрей Моисеенко, корреспонденты журнала «Итоги» Денис Рябцев и Дмитрий Пленкин, корреспондент иркутского еженедельника «Пятница» Сергей Солоненко.

Экспедиция опросила 35 очевидцев, побывала в поселках Мама, Мусковит, Луговский, переправилась через реки Витим и Большая Северная и вышла в точку, указанную спутником ВВС США. Контроль географических координат осуществлялся с помощью портативных приемников системы JPS, предоставленных Институтом геохимии и Институтом земной коры СО РАН. Выполнялись фотосъемка и выборочная видеосъемка, а также радиационный (по гамма-излучению) контроль местности.

Предварительные итоги экспедиции сводились к следующему:

  1. В ночь с 24 на 25 сентября 2002 года, примерно в 1 час 50 минут местного времени, над территорией Иркутской области наблюдался болид исключительной яркости. В поселке Мама сквозь низкую 10-балльную облачность с дождем (нижняя кромка облаков 1100 – 1200 м) яркость освещения была очень высокой (было больно смотреть). Из-за облачности наблюдений собственно болида вдоль трассы полета практически нет. Есть немногочисленные наблюдения "шара с хвостом", очевидно, в редкие просветы и с большого расстояния "сбоку" от трассы. Полет огненного шара наблюдался на расстояниях по крайней мере 80 километров. В зоне, где была сплошная облачность, феномен выглядел, как постепенное появление равномерного белого яркого свечения на юго-западе, которое залило все небо и затем ушло на северо – восток. В районе пос. Мама и Луговка отмечалось изменения цвета свечения с белого на синий и красновато-бордовый.

  2. Витимский болид может быть отнесен к разряду так называемых электрофонных. Во время свечения в районе пос. Мама очевидцами отмечались звуки (шуршание, жужжание). Сотрудник аэропорта Мама Георгий Константинович Каурцев свидетельствует, как вполнакала зажглись на несколько секунд лампы накаливания в люстре во время полета болида, хотя электроснабжение всего поселка в эту ночь отсутствовало. Сотрудницы охраны аэропорта Вера Ивановна Семенова и Лидия Николаевна Березан отметили испугавшее их явление: появление яркого свечения на вершинах острых деревянных столбиков ограды метеоплощадки аэропорта. Все это можно трактовать как следствия возникновения во время полета болида сильного переменного электрического поля. Необходимо заметить, что расстояние от трассы полета болида в верхних слоях атмосферы до поселка Мама составило многие десятки километров.

  3. Мощность взрыва летевшего в атмосфере метеороида на большой высоте оказалась значительной. Местные жители, имеющие богатый опыт горных разработок с применением больших (сотни - тысячи килограммов) зарядов аммонита, утверждают, что взрыв был чрезвычайно мощным. Вывод сделан по их ощущениям от взрыва и ударной волны. Сильный удар, сотрясения, дрожания стекол и т.д. наблюдались в радиусе не менее 30 - 50 км от эпицентра.

  4. Местоположение эпицентра взрыва, по-видимому, первоначально было оценено неточно. В точке, указанной американским спутником, экспедицией обнаружены лишь отдельные сосны, у которых срезаны (сколоты) верхушки на высоте 5 - 7 метров. Сами вершины деревьев длиной 3 – 5 метров, упавшие в северном направлении, лежали рядом. Это явно не следствие ударной волны, поскольку находящиеся рядом деревья остались неповрежденными. Образец одного скола доставлен в Иркутск. Предположительно лес иссечен отдельными фрагментами взорвавшегося в атмосфере метеорита. По свидетельству охотников Дмитрия Сасуна и Петра Федорчука, юго-восточнее указанной точки наблюдаются более значительные эффекты (срезы верхушек деревьев встречаются чаще, есть участки свежего вывала леса, особенно на вершинах сопок. Зверь (соболь) ушел из этого района, охота там сейчас невозможна). Многие охотничьи тропы завалены упавшими деревьями. Сделано предположение, что эпицентр зоны поражения лежит восточнее (возможно, юго-восточнее) предварительно указанной спутником точки, в районе между реками Большая Северная и Тахтыга.

  5. Как и предполагалось, уровень радиации (по гамма-излучению) оказался в пределах природного фона.

  6. Основываясь на американских данных, была подсчитана траектория падения болида. Траектория считалась с высоты 62 км, проекция этой начальной точки на земную поверхность: х=0, координаты ее даны американцами. Предполагалось, что в этой начальной точке болид имеет энергию 0,2 кт и движется при заданной скорости под углом, который легко определяется по американским данным. Ветра и дробления тела нет. Место падения и финальная масса зависят от скорости, которая неизвестна. Это приводит к неопределенностям в оценке этих параметров. Траектории, т.е. изменение высоты в зависимости от расстояния по земной поверхности от начальной точки, были рассчитаны для нескольких скоростей. Минимально возможная скорость входа - 11 км/с, на высоте 62 км она может быть и меньше, но так почти не бывает. При скоростях более 25 км/с тело практически сгорает. Расчеты показывают:

  • Болид полностью тормозится в атмосфере и падает вертикально. Это означает, что взрывной кратер не мог образоваться, но возможно образование небольших ударных воронок размером в несколько метров.

  • Финальная масса менее 5 т и скорее всего измеряется в килограммах Один кубометр железа весит 7.5 т, а камня 3.5 т, т.е. в лучшем случае выпал метеорит метрового размера, но скорее всего меньше.

  • Неопределенность оценки места падения составляет 40 км вдоль траектории. Эта неопределенность может быть несколько больше в случае дробления тела. Если энергия была больше, то тело могло пролететь дальше.

Были определены точные координаты точек, в которых американский спутник «заметил» и «потерял» болид. В первой точке метеорит на высоте 62 км вошел в плотные слои атмосферы, и яркость его свечения усилилась до регистрируемой спутником величины. Во второй, когда болид находился на высоте около 30 км над землей, яркость свечения упала до уровня, который сенсоры спутника уже не фиксировали.

Вторая экспедиция, работавшая в апреле, собирала образцы снега под районом наиболее яркого свечения метеорита. В нее вошли специалисты из Института геохимии СО РАН, Института земной коры СО РАН, Института солнечно-земной физики СО РАН и ИГУ. Ученые предположили, что именно в этом районе шло наибольшее распыление частиц болида. Поэтому они забрались на вершины гольцов (гольцы – горные вершины уплощенной или округлой формы, поднимающиеся выше верхней границы леса и почти лишенные растительности. Снежный покров на них сохраняется только зимой) и взяли 13 проб снега массой не менее 5 кг каждая. В одной из проб были обнаружены микроскопические (10–100 микрон) частицы, имевшие вид черных шариков. «Обнаружение в снеговой пробе частиц предположительно метеоритного происхождения может рассматриваться как большой успех, на который мы, честно говоря, надеялись, но не рассчитывали», – говорит участник обеих экспедиций С. Язев.

К сожалению, недостаточное финансирование первых двух экспедиций (как, впрочем, и последующих четырех) не позволило осмотреть район возможного падения метеорита с вертолета, а также попасть в этот район до выпадения снега. В результате многие ценные для науки сведения уже безвозмездно утеряны, а вероятность нахождения остатков метеороида уменьшилась.

Летом 2003 года в район Бодайбо отправились сразу четыре экспедиции: 11 человек из Уральского технического университета под руководством известного ученого Виктора Гороховского, совместная экспедиция иркутских и московских ученых (из столичного Комитета по метеоритам и иркутских Института солнечно-земной физики, Института земной коры и Института геохимии), научной организации «Космопоиск» и Красноярская экспедиция, участниками которой были авторы представляемой работы.

Вскоре агентство Интерфакс и другие СМИ сообщили сенсационную весть о том, что экспедиция «Космопоиска» обнаружила место падения Витимского метеорита в 60 км от поселка Мама.

Руководитель экспедиции Общественного научно-исследовательского объединения "Космопоиск" Вадим Александрович Чернобров, прибыв в пос. Мама, сообщил заместителю мэра Мамско - Чуйского района Александру Анатольевичу Богуну, что экспедиция "Космопоиска", работавшая в тайге, обнаружила "эпицентр" - место, над которым предположительно взорвался Витимский метеорит, подобно Тунгусскому.

По мнению «Космопоиска» осенью прошлого года на Россию упал не один, а два метеорита. Мощность взрыва при этом соответствовала взрыву средней атомной бомбы. Кроме того, как рассказал «Газете.Ru» представитель «Космопоиска» Сергей Александров, им стало достоверно известно, что в момент взрыва в районе было отмечено резкое повышение радиационного фона и другие существенные изменения в состоянии окружающей среды, что не могло не отразиться на здоровье местного населения

Несмотря на уверенность представителей «Космопоиска» в своих выводах, ученые из Сибирского отделения Российской академии наук подвергли сомнению результаты экспедиции. В частности, участник трех экспедиций директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев пишет, что район, обследованный экспедицией В.А.Черноброва, находится, как минимум, в 15 - 20 км к юго-востоку от проекции полета болида на поверхность Земли, приблизительно в том месте, где болид летел на высоте около 30 км.

Если пользоваться существующими моделями, описывающими физику вхождения в атмосферу метеороидных тел, выглядит крайне маловероятной возможность выпадения в указанном районе крупных фрагментов: в этом варианте фрагменты должны были падать практически отвесно с высоты 30 км. Трудно предположить, что на высоте 30 км уже была потеряна до нуля горизонтальная компонента скорости (при наиболее вероятной скорости входа в атмосферу в пределах от 15 до 25 км/с). По сообщению сотрудника Института физики геосфер Ольги Поповой, имеющей опыт работы с аналогичными спутниковыми данными, чувствительность сенсоров спутника, рассчитанных на обнаружение факела двигателя баллистической ракеты, не очень велика, и "потеря" спутником болида, скорее всего, связана с тем, что яркость болида упала ниже порога чувствительности сенсоров. Показания же очевидцев говорят о том, что полет болида, судя по всему, продолжался и дальше в прежнем направлении.

Многие очевидцы в Бодайбо указывали, что, как им казалось, болид упал за сопками в направлении на поселок Балахнинский, что нашло отражение в первых сообщениях СМИ. Балахнинский находится к северо-востоку от Бодайбо. Угол между направлением на Балахнинский и на район, обследованный экспедицией В.А. Черноброва, при наблюдении из Бодайбо составляет около 90 градусов. Это означает, что в случае завершения полета (или взрыва) в указанном Чернобровом районе, болид не мог бы наблюдаться к северу, и тем более, к северо-востоку от Бодайбо. Никакой взрыв на большой высоте в Бодайбо не наблюдался: был виден быстро летящий "шар с хвостом", который в конце концов скрылся за близкими горами.

Приведенные соображения позволяют сделать вывод: взрыва над районом, обследованным В.А.Чернобровом не было. Следовательно, болид (или его фрагменты), миновав этот район, продолжал полет на северо-восток. Район настоящего падения в таком случае, скорее всего, находится примерно в 40 км к северу от района, обследованного В.А.Чернобровом.

Что касается поваленных деревьев, то нужно специальное исследование, которое могло бы ответить на вопрос, когда были повалены деревья, и действительно ли это работа ударной волны болида, либо речь идет о последствиях ураганных ветров, которые нередки в этом районе. По данным метеостанций Мама и Бодайбо, была сплошная десятибалльная облачность, шел дождь, а на вершинах гор - снег, лес был мокрым, температура - около 0 градусов по Цельсию. Яркость болида, судя по описаниям очевидцев, была высокой, но все-таки недостаточной, чтобы вызвать лучистые ожоги древесины сквозь низкую дождевую облачность (нижняя кромка облаков около 1100 м).

Следует напомнить, что именно в этом районе яркость болида упала настолько, что он перестал фиксироваться сенсорами спутника, хотя продолжал наблюдаться очевидцами из Бодайбо. Поэтому возгорание леса могло произойти только в результате прямого попадания крупных фрагментов, что, как указано выше, в этом районе представляется маловероятным. Учитывая частые и повсеместные лесные пожары в сибирской тайге, можно предположить, что экспедиция В.А.Черноброва вышла на гарь, или вывал леса, затронутого в прошлом лесным пожаром.

Как указывает специалист по метеорным явлениям, сотрудник Московского физико-технического института (государственного университета) Дарья Ханукаева, в результате интенсивного торможения, на некоторой высоте обычно происходит отход от падающего тела ударной волны. Именно это явление, скорее всего, дало эффект громкого удара (взрыва). Вблизи проекции точки отхода может быть "телеграфный лес" (деревья со сломанными ветками), а справа и слева от проекции траектории - поваленные деревья. Судя по тому, что свечение прекратилось на довольно большой высоте, торможение было очень интенсивным, что дополнительно свидетельствует в пользу дробления тела, а также означает, что кратеров на поверхности может и не быть. А области поваленных или поломанных деревьев в диапазоне 10-15 км поперек трассы на расстоянии 10 -20 км от конечной точки - возможны.

С.А. Язев считает также неправомерным сравнение Витимского болида с Тунгусским метеоритом.

Американские оценки мощности излучения Витимского болида во время полета соответствуют эквиваленту энерговыделения в 200 тонн тротила. Согласно известной модели Немчинова, общая кинетическая энергия падающего тела при этом может соответствовать примерно 2.3 тысячам тонн тротила. Эту модельную оценку приводит О.Попова (Институт динамики геосфер РАН). Это совершенно несопоставимо с масштабами Тунгусского явления (от 15 до 40 миллионов тонн тротила по разным оценкам). Несопоставимы и масштабы повреждений леса - 2200 квадратных километров поваленного и действительно обожженного вспышкой взрыва леса в тунгусском случае - и обнаруженные на сегодняшний день, значительно меньшие области частично поваленного и сломанного по не установленной окончательно причине леса вблизи Витима.

Оценки начальной массы метеороида зависят от оценки начальной скорости. При минимальном и заведомо заниженном случае значения скорости порядка 11 км/с, согласно расчетам, выполненным М.А.Назаровым (Комитет по метеоритам РАН), получается максимальная начальная масса тела около 160 тонн. Из-за абляции (обгорания и сдувания набегающим потоком частиц вещества) до земли могло бы в этом случае долететь не больше 60 тонн вещества, а реально, скорее всего, гораздо меньше. При более вероятной скорости 25 км/с, масса долетевших до земли фрагментов не превышает 100 килограммов. При самых оптимистичных оценках диаметр Витимского тела не превышал на входе в атмосферу двух с половиной - трех метров в диаметре, а, скорее всего, был еще меньше. Это совершенно несопоставимо с Тунгусским телом, масса которого оценивается в миллионы тонн, а диаметр - в 60 метров, и которое взорвалось (взрывообразно испарилось) на высоте 5 - 10 км над землей.

Три экспедиции из Иркутска, Екатеринбурга, Москвы и Красноярска, в течение двух недель работавшие в сибирской тайге, не обнаружили остатков метеорита. По утверждению Сергея Язева, отсутствие остатков небесного тела – загадка даже более интересная, чем исследование каких-либо материальных свидетельств.

– У нас сложилась такая версия, – рассказывает Сергей Язев. – Скорость полета болида была очень высока. Не 11 и не 15 км в секунду, как предполагалось ранее, а 20 или даже 30 км в секунду. На такой скорости давление со стороны набегающего потока воздуха очень велико. Ни один природный материал не может выдержать такого давления. Метеорит не исключение.

На большой высоте метеорит попросту раздробился на мелкие кусочки, которые и выпали на большой площади в тайгу. Найти эти кусочки никто никогда уже не сможет. Так завершил свой полет Витимский болид, по версии иркутских ученых.

Наша группа выдвинула другую версию падения Витимского метеорита. В отличие от двух предыдущих экспедиций, мы решили отправиться не на юго-запад от Бодайбо (по предполагаемой трассе полета болида), а на северо-восток от столицы "золотого материка" и попытались опросить очевидцев падения небесного тела на бодайбинских приисках.

Согласно данным спутника ВСС США, первая точка фиксации болида – 62 км, последняя – 30 км. Однако может случиться, что эти данные ошибочны или попросту не очень точны. Разница в 2–5 км при засечке начальной и конечной точек значительно меняет наклон траектории полета болида. Если это так, болид мог пролететь на несколько десятков километров дальше! А это означает, что ученые искали метеорит там, где его и не могло быть!

Отработке этой версии и посвящена данная работа.

Результаты экспедиции 2003 года и оценка вероятного района падения метеорита.

Экспедиция Красноярского отделения Российского астрономо-геодезического общества (РАГО), с участием астрономического кружка СЮТ, отправилась в Иркутскую область 16 июля 2003 года. Членами экспедиции были: председатель Красноярского отделения РАГО Виктор Евдокимович Чеботарев, руководитель астрономического кружка СЮТ Сергей Павлович Котельников, геолог и член многих астрономических экспедиций Александр Андреев, студенты – выпускники кружка СЮТ Надежда Белогурова, Наталья Матвеева и Константин Канищев, члены астрономического кружка СЮТ, авторы представляемой работы Роман Игнатов и Леонид Асочаков, а также водитель машины УАЗ Владимир Мишин.

До места добирались на УАЗе, предоставленном ОАО «Автоспецтранс». В городе Бодайбо были опрошены очевидцы, видевшие болид в ночь падения, и оформлены документы для входа в тайгу.

Членами экспедиции были опрошены очевидцы падения метеороида на золотых приисках «Витим», «Маракан», а также жители поселков Артемовский и Маракан.

Опрос проводился следующим образом:

  • очевидец вывозился на место, на котором он находился в ночь падения метеороида;

  • он указывал направление на точки, где болид появился и в которой терялся из виду;

  • отмечалось примерное время, когда он заметил болид и сколько длилось падение;

  • записывались зрительные и звуковые ощущения очевидца.

Во время опроса производилась видеозапись и аудиозапись, засекались координаты очевидца с помощью GPS - приемника, определялись азимуты начальной и конечной точек с помощью компаса, и измерялась высота. Высота определялась следующим образом:

  • измерялась длина руки измеряющего;

  • измеряющий брал в руку карандаш под прямым углом к своей руке и параллельно Земле;

  • очевидец показывал точку появления и исчезновения болида;

  • определялся тангенс угла места;

  • затем определялась высота и угол.

По результатам опроса очевидцев на прииске Витим, было высказано предположение, что метеороид мог упасть значительно севернее, чем точка, в которой американский спутник «потерял» болид. Опросы очевидцев в посёлке Маракан и на прииске «Маракан» подтвердили это предположение.

До этого многие считали, что в районе Маракана никто не мог увидеть болид из-за большой его удалённости от точки потери болида американским спутником. В посёлке Маракан некоторые очевидцы дали показания, коренным образом отличающиеся от показаний других очевидцев, азимуты мест, с которых эти очевидцы видели болид, не пересекаются с траекторией, данной спутником. Например, одна женщина говорила, что болид летел вверх. Сначала эти показания не были восприняты всерьёз, но после детального анализа всех показаний стало понятно, что ощущение того, что болид летит вверх, могли возникнуть, если он летел практически в направлении очевидца. Это говорит о том, что метеороид мог упасть недалеко от Маракана.

По итогам полученных сведений была вычислена приблизительная траектория полёта болида, и были проведены поиски в районе этой траектории путём осмотра местности с высоких гольцов на предмет нахождения кратера от падения метеорита.

К сожалению, ограничение по времени не позволило нам детально осмотреть всю территорию возможного падения метеорита. Кратер нами обнаружен не был. С высоких точек мы отмечали поваленные деревья и ямы, похожие на кратер, но при ближайшем рассмотрении это оказывались либо следы лесоповалов, либо заброшенные разработки золотодобытчиков, либо следы ураганов, которые нередки в этой местности.

Возвратившись из экспедиции, мы продолжили работы по развитию выбранной нами версии падения болида. Сделанные в походных условиях расчеты были повторены с большей точностью.

Романом Игнатовым на языке Quick Basic была составлена компьютерная программа, по которой рассчитывается траектория падения метеороида по показаниям очевидцев, и производится ее сравнение с траекторией, засеченной американским спутником. Программа показывает график высот с координатами, данными очевидцами, и вычисляет траектории полета болида для различных случаев.

Работает программа по следующему принципу:

  1. Азимуты показаний очевидцев проецируются на спутниковую траекторию.

  2. Вычисляется длина падения, видимого каждым очевидцем.

  3. На графике высот строятся точки с координатами по высоте и соединяются отрезком с длиной, вычисленной по азимутам очевидцев.

Было высказано предположение, что очевидцы на прииске "Витим" и в Маракане видели два различных осколка основного метеорного тела. Это значит, что координаты, переданные со спутника верны, и имеется вторая траектория, по которой очевидцы из Маракана наблюдали один из метеороидов, в то время как очевидцы с прииска «Витим» наблюдали падение метеороида, зафиксированного американским спутником. Если же траектория спутника не верна, то с помощью программы проведена оценка крайних возможных значений и получена возможная траектория полёта болида в том случае, если он был один.

В Приложении 1 приведены формулы, используемые в графическом методе.

В Приложении 2 показаны карты местности, в которой осуществлялся поиск возможного места падения метеорита.

В Приложении 3 приведены исходные данные для графических построений и оценка погрешности в показаниях очевидцев.

В Приложении 4 представлены построенные с помощью программы графики траектории полета.

Программа приведена в Приложении 5.

Построения, осуществляемые по разработанной программе можно продемонстрировать на компьютере.

В качестве иллюстраций к докладу предлагаются также фотографии, сделанные. С. Котельниковым и Л. Асочаковым и видеозаписи, снятые А.Андреевым и Л. Асочаковым.

ВЫВОДЫ

В результате проделанной работы:

  1. Произведен сбор и анализ публикаций о Витимском болиде.

  2. Определена траектория полёта Витимского болида по данным показаний очевидцев, существенно отличающаяся от траектории, построенной по опубликованным спутниковым данным.

  3. Предложен алгоритмический метод (с графическим изображением информации) восстановления траектории полёта болида по показаниям очевидцев, разработана и реализована компьютерная программа по использованию данного метода для исследования траектории Витимского болида.

  4. Определен возможный район падения фрагментов и частиц тела Витимского болида.

Литература.

  1. Восточно-Сибирские вести [08.10.2002 / 17:10]

  2. Газета "Кладоискатель и Золотодобытчик"

  3. Газета.Ru Сибирский федеральный округ 16:18 03.10.2002

  4. «Газета.Ru» 21 ОКТЯБРЯ 18:59

  5. Город ТВ 15.07.2003 17:43:00

  6. ИД "Коммерсантъ" 4.10.2002, 4:28

  7. Известия.Ру, http://www.news.izvestia.ru 

  8. КАМЕКА Светлана. («КП» - Иркутск»).

  9. "Комсомольская правда", 15.10.2002, Москва, n189, стр.4

  10. "Комсомольская правда", 21.06.2003, Москва, n110, стр.22

  11. Магнолия-ТВ (03/10/2002 17:00)

  12. Марийская правда 12.10.2002г.

  13. "Независимая газета" 24.09.03

  14. "Новости" - Сибирь Птн Июл 18, 2003 РИА

  15. РИА "Новости" 21.10.2002 at 15:21:43

  16. Сергеева Юлия, "Пятница"

  17. ОБЩЕСТВО Понедельник 7 октября 2002 года,

  18. ТАТАРИНЦЕВ Максим, В БОДАЙБО УПАЛА "ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА" Русская УФОлогическая Сеть (РУФОС), 2001

  19. ЯЗЕВ С.А. Астрономическая обсерватория ИГУ, Институт солнечно-земной физики СО РАН, Иркутск, 8 июня 2003

  20. NEWSru.com 6.06.2003 16:16

  21. NTVRU.COM

  22. NTVru.com 17.10.2002

  23. www.gazeta.ru

© "Метеоритика и астрономия" г. Железногорск 2017 год.