Суббота, 27.04.2024, 20:07
Приветствую Вас Гость | RSS

При использовании материалов. ссылка на сайт обязательна.

Пользуйтесь зеркалом | Главная | Загадка Витимского пришельца | Регистрация | Вход
Разделы сайта
Наш опрос
Что вы думаете о сайте
Всего ответов: 5
Форма входа
Друзья сайта
Статистика
Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

 

 

 

Загадка Витимского пришельца

Леонид Асочаков.

Двадцать пятого сентября 2002 года над золотыми приисками Иркутской области вспыхнул яркий болид.

Очевидцы говорили, что болид был немногим меньше Луны, и долгое время освещал ночную тайгу.

После падения метеорита очевидцы услышали звук, похожий на взрыв , и почувствовали дребезжание земли.

Болид был обнаружен спутником ВВС США и потерян им на высоте 30 км. Первую экспедицию к месту падения в октябре 2002 года организовал Институт солнечно-земной физики СО РАН и Иркутский государственный университет. Но тогда были только опрошены очевидцы, так как надвигалась зима.

Этим летом на поиск Витимского болида отправилась экспедиция. Начальником экспедиции был руководитель кружка Котельников Сергей Павлович, а научным руководителем – председатель красноярского отделения РАГО Чеботарев Виктор Евдокимович. В составе экспедиции был еще один опытный «метеоритчик» - геолог Андреев Александр Петрович, трое студентов, двое школьников и водитель машины.

Основной целью экспедиции было опросить очевидцев падения и, конечно, найти метеорит.

До предполагаемого места падения, как мы подсчитали, было около двух с половиной тысяч километров. Ехали мы на микроавтобусе УАЗ.

Доехать до Бодайбо мы собирались за четыре дня, но, как бывает в таких случаях, непредвиденные обстоятельства изменили наши планы, и ехали мы шесть дней. В дороге пять раз прокалывали колёса и, конечно же, терялось много времени на их замену.

А уже в горных районах Забайкалья всплыла главная проблема России - дороги. В тех местах, где мы ехали, дороги были совершенно разбиты, часто встречались ямы. Когда едешь по такой дороге, нужно беречь голову, так как на каждой ямине машина подпрыгивает, и тогда держись за что только можешь, иначе удара не избежать. После этой дороги мы поняли, что в России действительно не дороги, а направления, и русский человек называет дорогой то место, где собирается проехать. Длину дорог местные жители измеряют не в километрах, а в часах, потому что там все едут с одной скоростью. Скорость машины порой оказывается чуть больше скорости пешехода.

Но вот, наконец, и Бодайбо. То есть мы на одном, а Бодайбо на другом берегу Витима. Моста нет, но есть паром, который работает неизвестно как. Не без труда, мы все же переправились через Витим.

В мэрии Бодайбо получили карту местности, а в лесничестве - разрешение на вход в тайгу. Поведали нам также «радостную» для нас весть: в тайге появилось множество медведей.

Мы опросили очевидцев падения метеорита на золотых приисках. На приисках работают круглосуточно, и старатели, работавшие в ночь падения метеорита, видели и запомнили его.

Но многие из них с трудом вспоминали место падения метеорита, хотя некоторые рассказывали очень образно, особенно подчёркивая, что они испугались.

По рассказам очевидцев мы рассчитали траекторию падения болида и направились в предполагаемый район падения. Это глухая местность около деревни Маракан.

Лагерем встали на берегу реки Большой Патом, с трудом доехав до этого места по болотистому берегу реки.

В течение четырёх дней мы ходили по тайге, осматривая окрестности с горок, которых там множество. Несколько раз с горы мы замечали участки выжженной земли. Нам так хотелось обнаружить там остатки метеорита. Но вблизи оказывалось, что это лишь следы лесных пожаров. Поиски мы организовали в основном на другом берегу реки, переходя ее вброд. А течение реки очень быстрое, и перейти ее, не замочив одежду, лежащую в рюкзаке, было почти невозможно. Там же, на другом берегу, совсем недалеко от реки мы видели след медвежонка. Медведи в лесу действительно были, но к нам в гости, к счастью, не заходили.

Вечерами, после поисков, мы купались в реке, борясь с течением, а ночью сидели у костра, отпугивая медведей своими песнями.

Жаль, что времени на поиски у нас было не так уж много, нас ждал еще недельный путь домой.

Поисками болида этим летом, кроме нашей экспедиции, занимались еще три экспедиции из Иркутска, Екатеринбурга и Москвы. Члены научной организации «Космопоиск» даже дали сообщение в СМИ о том, что нашли метеорит. Однако, профессор С.А. Язев из Иркутского института солнечно-земной физики СО РАН и научный руководитель нашей экспедиции – председатель красноярского отделения РАГО В.Е. Чеботарев, а также другие опытные члены экспедиций, много раз принимавшие участие в подобных поисках, подвергли сомнению эту информацию. По мнению С.А. Язева, выпадение крупных фрагментов метеорита в районе поиска экспедиции «Космопоиска» крайне маловероятно, так как в этом случае они должны были падать практически отвесно с высоты 30 км.

Многочисленные опросы очевидцев подтверждают, что после потери метеорита спутником на высоте 30 км, он продолжал свой полет на северо-восток, и район его падения, скорее всего, находится примерно в 40 км к северу от района, обследованного группой «Космопоиска». Что касается поваленных деревьев, то и мы встречали много подобных мест, и местные охотники говорят, что в тех местах нередки ураганы, действие которых легко спутать с последствиями падения метеорита. Вероятно также, что зоны поваленного леса образовались под воздействием ударной волны падающего метеороида при его интенсивном торможении.

Мы считаем, что наша экспедиция находилась ближе других к месту падения болида, но на многие вопросы еще предстоит найти ответы.

Витимский болид пока не найден, в каком-то смысле это хорошо. Значит, будут еще экспедиции, и они откроют нам тайну Витимского пришельца, одного из небесных посланцев, которых в Сибири было великое множество.

© "Метеоритика и астрономия" г. Железногорск 2024 год.