Понедельник, 23.10.2017, 06:04
Приветствую Вас Гость | RSS

При использовании материалов. ссылка на сайт обязательна.

Пользуйтесь зеркалом | Главная | Новая космическая загадка Сибири | Регистрация | Вход
Разделы сайта
Наш опрос
Интересуетесь ли вы метеоритами?
Всего ответов: 10
Форма входа
Друзья сайта
Статистика
Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

 

 

 

Новая космическая загадка Сибири

Виктор Евдокимович Чеботарев

кандидат технических наук

Сергей Павлович Котельников

Александр Петрович Андреев

Адрес: 662971, г. Железногорск, Красноярского края

Тел.: 8 (391-97) 2-92-17

E-mail: chebotarev@npopm.ru

Из космического пространства на Землю непрерывно выпадает дождь самых разнообразных метеоритных тел. Часть их них, проходя атмосферу, оставляют свой след (метеор, болид), а достигая поверхности Земли, остаются там, пока их не найдут любознательные к необычному люди. Поэтому метеоритная наука-это во многом народная наука, опирающаяся на энтузиастов-любителей. 

Сибирский регион России - это огромная малонаселенная территория с экстремальными климатическими условиями. Именно на этой территории произошли известные космические события: Тунгусский взрыв в 1908 г. (п. Ванавара Красноярского края), падение метеорита “Палассово железо” (Новоселовский район Красноярского края, ему поставлен в тайге единственный в мире памятный знак как родоначальнику науки о метеоритах). 

Красноярская группа “метеоритчиков” имеет почти 30-ти летний опыт поиска и находок множества метеоритов в Сибирском регионе, активные участники исследований по Тунгусскому космическому феномену. Поэтому сообщение о “падении” болида в ночь с 24 на 25 сентября 2002 г. в бассейне реки Витим, на севере Иркутской области т.н. Витимского болида было принято как руководство к действию: организации летней экспедиции 2003 года. 

Мы занялись сбором информации об обстоятельствах полета и падения Витимского болида, появившейся в средствах массовой информации и интернете и установлением контактов с организаторами поисков в этом регионе. Главной отличительной особенностью этого события - полет Витимского болида был зафиксирован спутниками ВВС США. 

На рисунке 1 нанесена проекция траектории полета болида на поверхность Земли: точка 1 (начало регистрации), точка 2 (конец регистрации). Это позволило определить угол наклона траектории полета болида относительно плоскости горизонта и координаты зоны пересечения продолжения траектории полета болида с поверхностью Земли, так называемая точка “встречи” П1. Спутниковая информация сузила район поиска, поэтому мы запланировали выйти в район между точкой Т2 и далее проводить обследование местности вдоль проекции продолжения полета болида до точки П1. 

После активной переписки Красноярская группа метеоритчиков была приглашена для участия в 2003 г. в летней комплексной экспедиции научным руководителем Иркутской метеоритной экспедиции Сергеем Арктуровичем Язевым. 

Красноярская метеоритная экспедиция комплектовалась по принципу профессионализма и возможности работы в экстремальных условиях: 

  • научный руководитель экспедиции, Чеботарев Виктор Евдокимович, астроном и космофизик, специалист по небесной механике и космодинамике; 

  • начальник экспедиции Котельников Сергей Павлович, космофизик, пропагандист достижений астрономии и космонавтики среди школьников и студентов (руководитель астрономического кружка), специалист по метеоритам, а также по организации экспедиций, их материальному обеспечению. 

  • Андреев Александр Петрович, геолог, специалист метеоритам и факторов сопровождающих их соударение с Землей; 

  • студенты: Белогурова Надежда, Матвеева Наташа, Канищев Костя, участники многих метеоритных экспедиций, в школьные годы получили теоретические и практические знания по астрономии и метеоритики в “Астрономическом кружке”; 

  • школьники: Асочаков Леонид – участник метеоритной экспедиции, член Астрономического кружка, Игнатов Рома, член “Астрономического кружка” руководитель Котельников С.П.). 

На фото 1 (слева направо): Асочаков, Матвеева, Канищев, Котельников, Белогурова, Чеботарев, Андреев, Игнатов. 

К моменту выезда Красноярской экспедиции (начало июля 2003 г.) в газетах появилось сообщение о находке вещества Витимского болида и кратеров от его падения (район точки 2) группой “Космопоиск” (руководитель Чернобров В.А.). Затем появилась статья Язева С.А. с опровержением результатов экспедиции Черноброва В.А. В этой противоречивой обстановке нами было принято решение все-таки ехать в район поиска. При этом расстояние в 2200 км от Красноярска до района поиска Витимского болида (г. Бодайбо Иркутской области) решили преодолеть с использованием автотранспорта, приспособленного к трудным дорогам и бездорожью. Это обеспечило нам повышенную маневренность в обследовании местности и опросе очевидцев. 

Наша группа в составе 9-и человек выехала 16 июля 2003 года на автомобиле повышенной проходимости УАЗ-452 (водитель Мишин В.Б.) по трассе Красноярск - Братск - Северо - Байкальск и далее вдоль Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Приходилось ехать непрерывно всю светлую часть дневного времени (до 10ч), с небольшими остановками: перекусить, ополоснуться в ручьях или речке, устранить неполадки в автомашине. После Северо - Байкальска качество дороги ухудшилось, путь в основном проходил по вновь отсыпаемому полотну, и скорость местами снижалась до 20-30 км/час. Зачастую дорога проходила через участки горевшей тайги – результат неосторожного обращения людей с огнем в лесу. Из-за малой скорости пришлось исключить ночевку в палатках, спали в движущейся машине. Водителями посменно были Мишин В.Б., Котельников С.П., Андреев А.П. 

Однако принятых героических усилий на ускорение продвижения по маршруту оказалось недостаточно. К реке Витим в точке, напротив города Бодайбо мы приехали поздно вечером 20 июля, т.е. опоздали на одни сутки. Иркутская экспедиция уехала утром 20 июля по своему маршруту в район точек Т2 и П1 с левой (северной) стороны полета болида. На основании этой информации было принято решение выйти в район, расположенный с правой (южной) стороны траектории полета Витимского болида, доступный нашему транспортному средству. 

В районе поиска населенных пунктов нет, там находятся только золотодобывающие прииски, управляющие компании которых размещаются в г. Бодайбо. Поэтому мы вышли на руководителей компаний с просьбой оказания помощи в наших поисках. Поддержка с их стороны была обещана, что обеспечило во многом успех наших поисков. 

Как мы выяснили, в районе ранее запланированного места поисков находятся прииски “Витим” и “Рассвет”. Расстояние до этих приисков от г. Бодайбо около 90 км, что находится в радиусе достижимости нашего транспортного средства. При полной заправке дальность проезда составляет около 200 км по нормальной дороге (туда и обратно) и в два раза меньше по лесному бездорожью. Так как кроме г. Бодайбо в других пунктах автозаправочных станций нет, этот фактор всегда учитывался во всех наших поездках по маршруту поиска. 

22 июля утром наша группа выехала в район поиска и к вечеру приехали в прииск “Витим”. Работа прииска ведется круглосуточно, что позволило найти очевидцев, в ночное время наблюдавших полет Витимского болида. 

Первый очевидец Степанов Сергей Клементьевич находился в бульдозере, когда увидел в начале свет, а затем светящееся тело. Опрос проводился с места наблюдения, что позволило воссоздать всю картину полета болида с привязкой по азимуту и угловой высоте. Ориентирами служили сопки, которые были ярко освещены во время полета болида. 

Подробные показания с описанием общего вида болида, азимуты и угловой высоты наблюдения дали также шофер Ященко Александр Михайлович и рабочий Тарасов Александр Николаевич. 

Полученная информация по результатам предварительной обработки оказалась весьма неожиданной. По показаниям очевидцев болид должен был улететь далее точки П1 на несколько десятков километров. Такое увеличение дальности нашего маршрута (от прииска Витим) не подходило как по длительности его прохода, так и запасам продуктов. Поэтому мы приняли решение: выехать в новый район поиска расположенный вблизи поселка Маракан (140 км от г. Бодайбо), которая теперь оказалась ближе к новой точки завершения полета болида. 

Дорога к поселку Маракан была преодолена в течение светового дня, при этом решили попутно заехать на прииск “Маракан”. Беседа с работниками прииска позволила получить много новой информации: Витимский болид видели многие, и зрелище было впечатляющим. 

Бульдозерист Ковалев Александр Николаевич: резко стало светло как днем. Поднял голову, увидел яркое тело, которое через 5-7 секунд погасло, не уйдя за линию горизонта. 

Бульдозерист Розанов Константин Семенович: в начале был короткий всполох, затем яркий свет от шара, летящего на него. От испуга зажмурился и закрыл лицо руками. 

Экскаваторщик Майоров Вячеслав Анатольевич: вначале осветилось небо, потом появился шар, который погас в воздухе. Полет шара сопровождался звуками грома. 

Всего получено 6 показаний. Всех очевидцев вывозили на место их наблюдения, траектория полета болида привязывалась по азимуту и высоте полета. Предварительный анализ полученной информации позволил сформулировать следующую программу действий: ехать через поселок Маракан в район, над которым по нашим оценкам погас болид (северо-западнее поселка Маракан). 

В поселке Маракан нам удалось найти трех очевидцев, однако их показания не вписывались в общую картину: азимуты наблюдений не пересекали траекторию полета болида. Вразумительного объяснения в тот момент мы не нашли, поэтому отнесли их к разряду недостоверных. Согласно выработанному ранее плану направились в район поиска, который находился в 15 км от поселка Маракан. 

Дороги в этом направлении отсутствовали, поэтому нашей задачей было продвинуться на машине как можно дальше вдоль берега реки Большой Патом, затем пешком. После трудной четырехчасовой езды со скоростью пешехода, нескольких операций по вытаскиванию машины из болотин, мы достигли цели своего маршрута и оборудовали лагерь на берегу бурной речки Большой Патон. 

На следующее утро начали обследование местности: выходили на вершины гольцов и в бинокль осматривали окрестности, искали следы падения болида (кратеры, лесоповал, пожарища). Гольцы покрыты кедровым сланцем (стелющееся дерево), который сильно обгорел. Весна 2003 г. была богатой на пожары в иркутской области. Поэтому окружающая местность достаточно хорошо просматривалась. На одном из них взяли образцы почвы (фото 2). В течение четырех дней осмотрели площадь в несколько десятков квадратных километров. При этом приходилось в брод переходить бурную речку Большой Патон (Фото 3). 

Один раз пришлось идти по следу двух медведей (проходила медведица и медвежонок), было несколько тревожно. 

Итог наших поисков в этом районе – следов от падения Витимского болида нет. Время нашей экспедиции подошло к концу. Теперь обратная трудная, но уже известная дорога. 

Вернувшись из экспедиции, мы более тщательно проанализировали полученные результаты. 

Показания очевидцев, опрошенных Красноярской группой, говорят о значительном пролете болида за расчетную (по спутниковым данным) точку его встречи с Землей (точка П1 на карте). При этом участки траектории, зарегистрированные спутниками (интервал между точками Т1 и Т2), и очевидцами (интервал между точками О1 и О2) разнесены в пространстве. 

Если считать что спутник и очевидцы видели полет одного и того же болида, то чтобы исключить ситуацию изменения угла наклона траектории как невероятную, необходимо признать наличие больших ошибок в регистрации, как спутниками, так и очевидцами. 

Проведем анализ погрешностей наблюдений очевидцев. 

Условия наблюдений Витимского болида с Земли были неблагоприятные: низкая сплошная облачность (до 1, 2 км), в районе прииска “Витим” моросил дождь, в Маракане – разрывы в облаках. Однако все наблюдатели отмечали, что вначале был свет (болид выше облаков), а затем появился яркий болид (ниже облаков). 

Наличие сплошной облачности ограничивает высоту полета видимой части болида: 3-5 км и, как следствие, расстояние от болида до наблюдателя 10-20 км. Поэтому наблюдатели из Маракана не могли видеть болид, если бы он летел по траектории, рассчитанной по спутниковым данным. 

Яркость болида была настолько сильной, что были видны окружающие сопки, которые оказались хорошими ориентирами для привязки показаний очевидцев. Поэтому погрешность привязки наблюдений по азимуту 10-20°. Угловая высота полета болида регистрируется более грубо, но все отмечали полет болида невысоко над горизонтом (в пределах 10-20°). Необходимо отметить, что при прямолинейном движении болида по нисходящей траектории в поле зрения очевидца его движение несколько другое. Вначале угловая высота его растет, достигая максимума, а затем убывает. Факт увеличения угловой высоты полета болида наблюдали в поселке Маракан (ранее это наблюдение было отброшено как недостоверное). 

В итоге по результатам отработки показаний очевидцев, особенно с прииска “Маракан” и поселка Маракан получены данные, которые надежно подтверждают пролет болида далеко за пределы расчетной, по спутниковым данным, траектории (около 50 км). 

Проведем анализ данных регистрации полета болида с помощью спутников ВВС США. 

Как сообщалось в журнале Nature от 21 ноября 2002 года (П. Браун, университет западного Онтарио, Канада) существует сеть геостационарных спутников ВВС США, которые кроме основной задачи дополнительно регистрируют яркие болиды (вполне вероятно, что именно они зарегистрировали полет Витимского болида). 

Спутники на геостационарной орбите используют угломерный метод регистрации: измеряют азимут и угол места болида, а также яркость болида. Для получения пространственных координат болида необходима информация о ней с двух геостационарных спутников, стоящих в разных точках над экватором. В этом случае ошибки регистрации обусловлены погрешностью слежения телескопов спутника за болидом. При погрешности слежения одна угловая минута (вполне достижимая) погрешности определения координат превышает 10 км. 

Исходя из предположения++ ошибочности спутниковых данных нами были по-новому обработаны данные очевидцев для различных вариантов траекторий полета болида, удовлетворяющие наблюдаемости траектории из трех точек: прииск “Витим”, прииск “Маракан”, поселок Маракан (раньше нам приходилось данные очевидцев из поселка Маракан отбрасывать как недостоверные). 

При этом выявлены два варианта траекторий увязывающие показания очевидцев со спутниковыми данными: 

  • Вариант 1. Траектории полета болида совпадают. 

  • Вариант 2. Траектории полета болида параллельны и разнесены в пространстве (полет двух различных болидов, рисунок 2). 

Для варианта 1 необходимо спутниковую траекторию развернуть по азимуту полета и уменьшить угол входа болида в атмосферу Земли (с 34° до 20°) при соответствующем понижении высоты полета болида в точке 1 (на 30 км) и точке 2 (на 5 км). Однако в этом варианте высота полета болида в зоне видимости очевидцев прииска Витим составляет 10-15 км, что вызывает трудности объяснения факта не наблюдаемости полета с прииска Рассвет и возможность наблюдения болида как светящего шара сквозь плотную облачность.

В варианте одновременного полета двух болидов высота полета болида в районе наблюдения очевидцами существенно снижается (трасса ближе к наблюдателям).

Одновременный полет двух или более болидов вполне правдоподобен, если принимать во внимание сообщение Черноброва В.А. (“Космопоиск”) о находке их поисковой группой кратеров, вывалов деревьев и вещества (кометный лед) в районе вблизи точки 2 над которой по спутниковым данным высота болида составляет 30 км.

Низкая сплошная облачность в момент полета Витимского болида ограничивала радиус видимости болидов, поэтому отсутствовал эффект совместной видимости одним наблюдателем сразу двух болидов при их удалении друг от друга на расстояние более 20 км.

Второй вариант траектории полета болида позволяет объяснить отсутствие наблюдений болида в прииске “Анангра”, поселке Артёмовский, прииске “Сев золото”, прииске “Рассвет” из-за удаленности этих пунктов от траектории полета болида (он был за горизонтом видимости, когда появился ниже облаков).

Подтвердить или опровергнуть предлагаемые варианты траектории болида могла бы только подробная информация по спутниковой регистрации Витимского болида.

Мы обратились к П. Брауну с просьбой оказания помощи в получении более подробной спутниковой информации о Витимском болиде, но ответа пока не получили.

Для уточнения района поиска вещества Витимского болида в новом поисковом сезоне (лето 2004 года), такая информация крайне желательна. Надеемся, что среди читателей этой статьи найдутся специалисты, которые помогут нам в решении загадки Витимского болида.

© "Метеоритика и астрономия" г. Железногорск 2017 год.